Sunday, November 1, 2015

ПР-77 Назад в настоящее

Назад в настоящее

Так повелось, что, выйдя из стен академии, мы уже мечтаем проектировать нечто, которого пока нет. В нашей голове, на бумаге, в макете, на экране компьютера (здесь - особенно легко) возникают новые объекты и среды. Такая футуристская направленность, взгляд вперед - архитектурная привычка. Но, как мне кажется, навострив взгляд в светлое будущее (причем его довольно статический снимок), архитектор забывает вместе с этим развивать не менее важный навык - взгляд вокруг, видение происходящего, существующего, настоящего.

Да, всегда есть работа с контекстом, однако, часто с ним мы сталкиваемся в первый раз, и редко удается посвятить достаточно времени его изучению. Отношения с настоящим в рамках проекта у архитектора могут быть довольно неоднозначными - на первом этапе может возникать даже легкая влюбленность, которая быстро сменяется холодной скукой и досадой на “несовершенство” данной нам ситуации. Если соотнести этот промежуток времени, отданный на изучение места, с жизненным циклом постройки, то становится как-то неловко. Все же архитектор в первую очередь любит свой замысел, а потом его окружение - настоящее.

Есть и другой аспект настоящего, менее философский. С точки зрения технических средств анализа и проектирования описать то, как “живет” контекст и как будет “жить” в нем задуманный объект, совсем непросто. Ситуационного плана с развертками по улице не хватит.

Некоторое время я не без удовольствия наблюдаю, как на Триумфальной площади воплощается в жизнь изящный замысел BUROMOSCOW. Мне вспоминаются мои мучения с исследованием данной ситуации - именно тогда в моем понимании архитектурного проектирования произошел ряд перемен. Одной из моих задач как участника команды Генплана был визуальный анализ площади. Совершив не одну прогулку по ситуации, я все откладывал компьютерные расчеты. В конце концов кто-то подсказал снять площадь на специальную камеру для экстремалов (любезно предоставленную Сергеем Неботовым)  - и таким образом запечатлеть различные состояния площади в течение суток. Как я узнал позже, этот прием наблюдения за жизнью городских пространств пропагандировал известный персонаж в мире урбанистики Уильям Уайт (William H. Whyte), автор книги “The Social Life of Small Urban Spaces”.

Итак, просмотрев раз пять полутораминутный видеоролик и даже попробовав поверх кадров нарисовать что-то значительное, я вдруг почувствовал, в какой степени мы находимся в плену разнообразных схем, диаграмм - визуальной и поэтому легкоусвояемой современной техники. Симптомы этого пленения я наблюдал на конкурсных планшетах, пестрящих всеобъемлющим анализом ситуации.

    Когда мы анализируем, т.е. пытаемся попросту разобраться в происходящем, мы начинаем обозначать сложные явления через линии, кружочки, стрелочки и пунктиры. Изобразив очевидные нам пешеходные потоки стрелками, мы уверяем самих себя и зрителя, что именно так люди ходят и так расположены цели их движения. Такая вот визуальная риторика. Интересный эффект возникает, когда мы рисуем кружочек и подписываем значительным словом - это аттрактор. Или, к примеру, точка бифуркации - встать за спину научной терминологии всегда надежнее.

Далее на этих стрелочках строится зонирование, размещаются объекты, постепенно проявляются паттерны покрытия. После просмотра ряда конкурсных работ мне показалось, что многие примеры анализа именно уверяют тебя красивыми линиями и цветами в своей беспристрастности и объективности. Но в реальности жизнь может и не подчиниться этим линиям.

Здесь в новом свете для меня, человека постоянно что-то моделирующего в трехмерном пространстве, предстала фотография и ее производное - видеосъемка. Вообразите сложность одномоментных процессов, которыми бурлит та же Триумфальная площадь, а теперь, согласно замыслу BUROMOSCOW, - забурлит по-новому. Как непросто это вместить в абстрактные фигуры. Может быть, одними линиями и кружочками в исследовании контекста мы не обойдемся?

Этот вопрос мы с Сергеем Неботовым задавали себе и студентам МАРШа в течение семестра. Объектом “моделирования настоящего” стал Артплей, который студенты посещали каждый день и вроде бы должны были знать очень хорошо. Однако, для всех и для меня он представал каждый раз с новой стороны. Наша задача состояла в создании множества “картин” этого сложно устроенного социального организма, в том числе и с помощью компьютерных моделей. Комплекс Артплея оказался необычайно благодатной почвой для учебных заданий. Постоянное сопоставление настоящего и его редуцированной модели, заставляет понять, насколько скуден язык компьютера и насколько сложна и интересна реальность. К тому же, архитектор редко участвует в эксплуатации спроектированного объекта и, соответственно, не получает ценной обратной связи и опыта.

Можно сказать, что моделирование и представление настоящего с целью его изучения - не только трудная задача, но и актуальное направление в урбанистике. Общемировые тенденции в современном городе - это “сканирование” (даже не прогноз) именно существующего контекста, его “больших данных”, генерируемых социальными сетями, передвижениями автомобилей, банковскими операциями  и пр. Причем все это напоминает нам дедуктивный метод Шерлока Холмса: желтый цвет на спутниковых снимках помогает нам находить места скопления такси, а значительное замедление лишь нескольких GPS-навигаторов на МКАД говорит о пробке.

В итоге мы вместе со студентами ощутили, как много новых явлений открывается при более пристальном, терпеливом рассмотрении вроде бы привычного окружения и как требует переоценки не только компьютерный инструментарий (от трехмерного моделирования до отображения пространственно-временных процессов и расчетов микроклимата), но и свою - человеческую - технику восприятия окружения.

На фоне растущего многообразия технологий “сканирования” окружающего нас настоящего, в том числе и человеческих эмоций, имело бы смысл освежить устоявшиеся способы восприятия архитектуры и мира в целом (подробнее см. пост А. Раппапорта http://papardes.blogspot.ru/2015/08/16.html). И тогда, возможно, придет более тонкое понимание настоящего, а отсюда - и будущего, в котором привычно живет архитектор.

No comments:

Post a Comment